В ходе решения проблемы «Создание в школе дополнительного образовательного и воспитательного пространства», в результате совместной поисково-краеведческой, научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся был собран богатый музейный материал по истории, культуре и природе родного края. Закономерным итогом данной деятельности являлось создание материальных и юридических условий, обеспечивающих сохранность и востребованность культурных ценностей, собранных в школе. На Педагогическом совете было принято решение об открытии школьного музея, определён его профиль. Назначен руководитель – педагог при условии активного участия в этой работе педагогического коллектива. Создан актив учащихся, способный осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительную работу. Деятельность ученического актива курируют педагоги школы, имеющие достаточный опыт в краеведческой, исследовательской работе, в оформлении презентаций, музейных коллекций, экспозиций, выставок.
С целью привлечения общественности и финансовой поддержки администрация школы вышла на сессию совета депутатов Берёзовского сельского совета, где было принято решение (№ 46 от 15 марта 2006г.) о содействии и финансовой поддержке.
На основе Примерного положения о музее образовательного учреждения (Приложение к письму Министерства образования России от 12.03.2003 года № 28 – 51 – 181/16) разработано и утверждено Положение о музее Берёзовской СОШ.
Был решён вопрос о помещении под музей, проведён необходимый ремонт. В качестве музейного оборудования была использована старая школьная мебель; часть оборудования была изготовлена в школьной мастерской.
Проведён учёт, описание и комплектование музейных предметов, собранных в школе. Составлен тематический и тематико-экспозиционный план, в котором определено место для экспонатов .Началась работа по оформлению музея. Открытие музея состоялось в декабре 2007 года. Подготовлен пакет документов для паспортизации музея.(Свидетельство № 324 от 17 ноября 2008г. )
В настоящее время школьный музей занимает три комнаты, имеется небольшое помещение для хранения вспомогательного фонда.
Оформлены:
- Экспозиции:
1.«70-летию Великой Отечественной войны посвящается…» («Они не вернулись из боя», «Письма с фронта», «Дети войны», «Ветераны второй мировой»).
2.«Свет Отечества» Микиденко В.Ф.
3.«Природа родного края».
4.«Палеонтологические находки на территории Новосибирской области.
·Интерьеры:
1.«Деревенская изба 19 – 2о веков».
2.«Пионерская комната».
3.«Классная комната».
·Коллекции:
1.Археологические находки.
2.Палеонтологические находки.
3.Гончарные изделия.
4.Бытовая техника 20 века.
5.Кружева.
6.Поделки из пластилина Микиденко В.Ф.
Школьный музей как центр дополнительного обучающего и воспитательного пространства создаёт условия для обучения и развития детей разного уровня обученности и разного возраста. Специфика фондовой работы даёт возможность выдавать комплекс наглядных пособий для проведения уроков, включать в состав музейного фонда детские рисунки и поделки.
Работа с музейными предметами даёт возможность детям знакомиться с ними в процессе действия: их можно рассмотреть, изучить, выяснить принцип действия, что активизирует познавательную деятельность. Решение задачи научного описания музейных предметов предполагает взаимодействие с государственными музеями, библиотекой, справочной литературой, что значительно расширяет образовательное пространство. Встреча с ветеранами, организация походов, экскурсий являются важнейшим средством воспитания патриотизма, любви к родному краю, к Родине. Кратковременные проекты, над которой ребята работают, являются динамичной формой презентации их поисковой, исследовательской, художественно-творческой деятельности и способом их самовыражения и самореализации.